Вы бывали в старинных узбекских городах? Значит, помните дворцы ханов, о роскоши которых ходят легенды. А там стены обычно украшены всего-навсего кафелем, рисунками или зеркалами, поверх которых мастера – усто делали резьбу по ганчу, то есть по сырому гипсу. Цветочный рисунок и игра света в зеркале считались необыкновенно красивыми, загадочными. Зеркала вообще считались волшебными.

Их использовали для гаданий на женихов, предсказаний судьбы. Вспомним балладу В.Жуковского, где Светлана «в крещенский вечерок» гадает при свечах на жениха перед зеркалом. А сказка Пушкина, где соперничают в красоте царевна и ее мачеха! «Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду расскажи!» И говорящее зеркальце, на горе царевне, режет правду – матку! Да и сейчас всякие «потомственные ясновидящие» морочат головы суеверным теткам, при свечах нашептывая заклинания перед стеклом, покрытым амальгамой — тонкой пленкой алюминия. Они якобы видят в отражении нашу судьбу. Кто хочет, тот верит в это.

У героинь баллад и сказок начала 19 века зеркала были явно стеклянные. Но человеку и раньше хотелось видеть себя со стороны не только в стоячей воде. Задолго до этого времени наши предки пытались использовать в качестве зеркал самые разные материалы: отполированный камень (пирит, горный хрусталь) или металл (золото, серебро, бронза). Отполированные куски обсидиана в древние времена были в ходу в Китае и Центральной Америке, а металлические диски — в Средиземноморье. 150 лет назад в Египте археологи нашли странный диск. Его почти съело время, но химики очистили металл и определили, что этот предмет – зеркало из бронзы. Возраст его — около 5 тысяч лет. Такие стальные диски делали на Урале. Их называли булатными. Но металл темнел, покрывался пятнами и царапинами, потому изображение не всегда было четким. Впрочем, не зря люди придумали пословицу «неча на зеркало кивать, коли рожа крива»…

Историю зеркал из стекла отсчитывают с XIII века, когда в Голландии освоили их кустарную технологию. Мастер выдувал большой шар, затем вливал в трубку расплавленное олово (иного способа соединения металла со стеклом еще не изобрели), а когда олово растекалось ровным слоем по внутренней поверхности и остывало, шар разбивали на куски – получались маленькие зеркала. Их вставляли в красивые рамки – смотрись и любуйся своей красотой! Кстати, такие зеркальца часто украшали ручкой в виде фигурки Венеры, богини красоты. Они стали символом женщины и используются в гороскопах. Мужской знак – символ планеты Марс, названной в честь бога войны.

За Голландией последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех. Однако тогда же голландцы продали все права на производство зеркал венецианским купцам. В книгах можно часто встретить название их изделий «венецианское» или «муранское» стекло. Из него в средневековой Венеции делали прекрасные цветные вазы, кубки, люстры и, самое главное, — зеркала. Технологию их производства засекретили. Да так строго, что в 1291 году всех стеклоделов переселили на остров Мурано. Якобы в целях пожарной безопасности Венеции. На самом же деле — для строгого надзора за мастерами. Хотя они и пользовались большим уважением, а звание стекольщика считалось не менее почетным, чем звание дворянина, все равно были людьми подневольными. Вот и собрали их на одном острове и запретили выезжать оттуда под страхом смертной казни.

Изделия из муранского стекла, особенно зеркала, были очень модными, а потому страшно дорогими. Не такое уж большое зеркало, размером с книгу, стоило раза в три дороже, чем картина Рафаэля того же размера. Покупать и коллекционировать и то и другое могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы. Страстными коллекционерами зарекомендовали себя английский король — Генрих VIII и французский — Франциск I. В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи решила обзавестись зеркальным кабинетом, для чего в Венеции казной было приобретено 119 зеркал. Видимо, в благодарность за большой заказ венецианские мастера подарили королеве уникальное зеркало, отделанное агатами, ониксами, смарагдами и инкрустированное драгоценными камнями. Сегодня оно хранится в Лувре. А однажды сама королева явилась на придворный бал в платье, усыпанном кусочками зеркал. От нее исходило ослепительное сияние, а по стенам бегали «зайчики». Это породила моду на украшения из осколков зеркала. Известен случай, когда некая графиня де Фиеск рассталась с имением, чтобы купить понравившееся ей зеркало, а герцогиня де Люд продала серебряную мебель на переплавку, чтобы приобрести зеркальную.

Все это «великолепие» слишком дорого обходилось стране – деньги Франции утекали в Венецию. Министр финансов этой страны Кольбер считал, что увлечение зеркалами грозит французам разорением. Нужно было принимать решительные меры. Он занялся настоящим промышленным шпионажем: послал своих доверенных лиц на остров Мурано. Они подкупили двух мастеров и тайком ночью вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Перебежчики обучили своему мастерству французов, те даже превзошли учителей – научились делать плоские зеркала. Так, в ХVII веке Франции удалось овладеть тайной изготовления венецианского стекла, усовершенствовать его технологию и сделать его несколько дешевле. Вскоре в лесах Нормандии, в городке Тур ля Виль появилась первая в Европе зеркальная мануфактура, ее продукцию стали продавать во всех странах Европы, в том числе и в России, где почти до конца XVII века зеркало считалось «заморским грехом». Вопрос об использовании этой, в общем-то, безобидной женской штучки решал Церковный собор, который в 1666 года запретил духовным лицам держать зеркала в домах. Священники во время служб объясняли народу, какая это страшная вещь: она раздваивает человека и ворует его душу.

Испанская инквизиция придумала особую, зеркальную пытку. Человека сажали на несколько дней в зеркальную комнату-коробку, где, кроме него и лампы, не было ничего. День и ночь на него смотрели бесчисленные отражения, как бы его близнецы. Чаще всего человек не выносил пытки зеркалами и сходил с ума.

До Петра Первого, как писал историк Н.Костомаров, «зеркала только в малом формате привозились из-за границы в большом количестве и составляли принадлежность женского туалета». Но их тогда не ставили в парадных приемных комнатах, а прятали в спальных покоях. Да и там закрывали «завесами из дорогой тафты и шелка или хранили в киотах», как иконы. Оттуда пошел обычай закрывать зеркала, если в доме покойник. «Заморского греха» боялись – ведь церковь же его запретила, значит, дело это сатанинское! До сих пор считается, что нельзя смотреться в чужое зеркало. А вдруг там кто-то плохой уже отражался и его грехи на вас перейдут? А разбить такую ценную вещь — к ссоре, беде и даже к смерти. Странно, но и в наш вроде бы просвещенный век многие верят во всю эту средневековую чертовщину.

Первые собственные зеркальные мастерские появились в России лишь при Петре Великом. В 1705 году в Москве, на Воробьевых горах, возвели «амбар каменный и длинный, а в нем плавильная печь сделана из кирпичу белой глины». Города бурно строились, зеркального и даже простого оконного стекла требовалось все больше, поэтому довольно скоро появились и другие заводы. Причем, в России вскоре зеркальные стекла научились делать такими огромными, что это вызывало удивление во многих странах. Зеркала вошли в моду, их перестали прятать, а наоборот, как во Франции, стали хвастаться заморским чудом — вставлять в богато украшенные рамы и ставить на самом видном месте. Они использовались и как отделка стен, каминов и даже мебели во дворцах. Ценился каждый осколок блестящего чуда. Нередко в крестьянской избе можно было увидеть кусочек зеркала, вмазанный в печку, чтобы хозяйка могла проследить, не испачкалась ли она в саже. Такую сценку можно увидеть в фильме «Тихий Дон».

Зеркало не принято было дарить молодым на свадьбах, что, по приметам, могла принести им несчастье, хотя это и был дорогой подарок – просто царский! Так, зеркало в киоте, украшенное тонким оловянным кружевом, в свое время царевна Софья, правительница при царях-мальчиках Иване и Петре, их сестра, подарила своему сердечному другу князю Голицыну. Но в 1689 году она потеряла власть, и князя и его сына Алексея отправили в ссылку в Архангельский край. У князя было конфисковано и отписано в казну его главное богатство — 76 зеркал. Но зеркало царевны князь утаил и увез с собой в ссылку. После его смерти зеркало, подарок Софьи, по завещанию князя попало в монастырь под Пинегой, уцелело и дожило до наших дней. Сейчас оно хранится в фондах Архангельского краеведческого музея.

Это был кровавый XVII век, а в начале XVIII века уже строили целые зеркальные комнаты в царских дворцах и галереях. Такие, как во Франции, где в Версальской зеркальной галерее 306 зеркал как бы раздвигали стены узкого и длинного помещения и усиливали силу света, исходящего от свечей и люстр. В строящемся Санкт-Петербурге зеркалами украшали парадные лестницы, бальные залы, жилые помещения. Такие интерьеры можно и ныне увидеть в царских резиденциях Петербурга. Например, в Зимнем дворце так оформлены шикарные мраморные лестницы. Большой парадный зал Екатерининского дворца в городе Пушкине был также украшен зеркалами; они в три ряда опоясывали стены. Во время больших приемов зал освещался сотнями свечей. Их свет без конца отражался зеркалами и гладким паркетом. Люди как бы купались в море света.

Большие зеркала требовали красивых рам, которые соответствовали бы архитектуре здания и моде. Возник новый вид искусств, выражающий художественный вкус ювелиров и художников, а также заказчиков. Например, купцов — владельцев магазинов. Для них всегда важно было привлечь как можно больше покупателей, вот они и оформляли свои торговые дома огромными зеркальными витринами. Многие купеческие дома с магазинами сохранились и в старых казахстанских городах до наших дней и стали памятниками архитектуры. С началом ХХ века зеркала потеряли свою экзотику и стали привычным предметом домашнего обихода. Однако они все еще оставались большой ценностью.

В русских селах Казахстана и сейчас можно увидеть трюмо с давно помутневшей серебряной амальгамой и в потемневших рамах. Вам скажут: «Семейная реликвия. Привезена предками во время Столыпинской реформы — в начале ХХ века!» Так и было: переселенцы везли с собой самое ценное. При особой нужде продавали его местным жителям. Да и купцы, в основном, татары, привозили в казахскую степь модное украшение. Конечно, знатные казахи бывали в чужих столицах, видели там богатые зеркальные интерьеры и на свой лад украшали свои дома.

Особенно полюбили «иноземный грех» в Узбекистане. Каждый, кто бывал в Ташкентском театре им. А.Навои, не мог не восхититься росписями его фойе, особенно бухарским залом, где на зеркальных стенах вьются белые растительные узоры резьбы по ганчу, создавая невероятно красивую игру света. У этого зала есть предыстория. Зеркалами, но лишь небольшими вставками, в старину украшали стены дворцов Бухары, чаще всего гаремов. Последний эмира Бухары Саид Эмир-хан имел несколько дворцов, один даже в Петербурге, но «Ситораи Мохи-Хоса», что переводится как «Дворец между звездами и луной», по общему признанию, был самый красивый. Находится он не в Бухаре, а в Ялте и построен сравнительно недавно — в 1910 году. В нем обращают на себя внимание разные зеркала: венецианское, абсолютно не искажающее изображение, японское, с рамой из так называемого «вареного» стекла, и трельяж, где отражение повторяется сорок раз. Говорят, что к этому зеркалу подводили новых наложниц эмира и предупреждали: сколько отражений в зеркале, столько у тебя соперниц, с которыми придется бороться за любовь мужа. Прекрасными стеклянными вазами, цветным стеклом, кафелем и зеркалами его украшал усто Ширин Мурадов, мастер резьбы по дереву и ганчу. Он-то и придумал разместить в тронном зале эмира ажурные гипсовые узоры на зеркальном фоне.

Когда в конце 30-х годов под руководством академика Щусева начали строить театр им. Навои, архитектор пригласил знаменитого усто Ширина Мурадова украсить бухарский зал в фойе театра. Мастер повторил то, что придумал в Ялте. Его работа и сейчас восхищает зрителей самого знаменитого в Ташкенте театра, но при строительстве Дома правительства УзССР в 60-е годы от такого украшения уже отказались. Зеркало перестало быть редкость и, следовательно, уже не смотрелось так дорого, как прежде. Обычные большие зеркала теперь можно встретить в любой театральной и даже школьной раздевалке.

В наши дни, как в старину, тоже устраивают стеклянные комнаты и залы. Изумляет посетителей стеклянный дворец иллюзий в Париже. Его стены состоят из больших зеркал, колонн, разных украшений и статуй. Благодаря перекрестному отражению зрителю кажется, что он стоит в центре множества одинаковых зал, расходящихся во все стороны. Во всех углах установлены вращающиеся колонны; стоит только их повернуть, и весь вид сразу совершенно изменится. Зрителю кажется, что попал то в индусский храм, то в заросли дремучего леса. И так зритель переносится всё в новые и новые места.

И еще один любопытный факт. В одной из религий, зороастризме, зеркала являются предметом особого почитания как символ огня и солнца. Внутренние залы многих мечетей Ирака, где распространен зороастризм, отделаны великолепными зеркальными мозаиками. Благодаря игре света и отражениям в зеркалах, верующий или просто турист попадает в волшебный мир, сияющий и переливающийся всеми цветами радуги. Во время религиозных праздников или, например, Наурыза гостям подают розовую воду для ритуального омовения и зеркало, чтобы пришедший осмотрел себя в нем. Зеркала у последователей зороастризма стоят в комнатах, как иконы у православных. Ими украшают праздничные столы. Покрытые зеркальным составом керамические плитки и кирпичи вставляют в виде узоров в стены и купола храмов. Они блестят в свете Луны ночами и придают особую красоту городу.

Слово «зеркало» любят люди искусства. Так назвал свой знаменитый фильм режиссер Тарковский. Он имел в виду отражение жизни человека, а Анна Ахматова говорила о своей поэзии, что в ней отражена ее жизнь, как в ста зеркалах.

Уже давно зеркала перестали быть только предметом украшения и необходимым предметом для женщин. Их широко применяют и в технике. В наши дни с помощью отраженных зеркальными материалами солнечных батарей обогревают дома, готовят пищу, повышают урожайность семян, проводят сеансы «светового массажа», строят телескопы, прожекторы, маяки, микроскопы, телеобъективы, оптические резонаторы, фотоаппараты, лампы накаливания и даже варят металл. Зеркала применяются в медицине для осмотра недоступных глазу органов. Перископы тоже — система призм и зеркал. Невозможно перечислить все области применения этого, казалось бы, «легкомысленного» изобретения человека!