Свою юбилейную дату — 260-летие — Петропавловск встречает без особого рвения и энтузиазма. Никаких грандиозных реставраций и ремонта старины! Взять хотя бы кладбище на Октябрьской (бывшей Соборной) площади – вполне малозатратная акция: расчистить, убрать неуместные предметы развлечений. И место, где захоронены сотни людей (достойных памяти!) будет ухожено и запомнится потомкам.
Не стало больше в городе и новых мемориальных табличек на памятниках архитектуры из списка № 358. А ведь таблички не только обозначают раритеты и памятники, но и, согласно Закону РК, «охраняются государством». Так, во всяком, случае гласит последняя строчка на этих охранных досках. Кстати, домостроений в этом списке № 358 всего-то чуть больше полусотни, а доски есть едва ли у трети памятников.
Огромную значимость для истории и будущих поколений представляют и культовые сооружения – храмы и мечети. Их в охранном списке № 358 немного, включая и те, что воздвигнуты в 2005 году.
А между тем, современная молодёжь уже и не знает, что же было утрачено, уничтожено и забыто напрочь в истории нашего города.
Итак, 12 июля 1752 года была заложена крепость Петра и Павла.
«Внутренний вид Петропавловской крепости представлял бледную картину. Похожие друг на друга, как близнецы, одноэтажные домики, срубленные из тонкого берёзового леса, с крышами, обложенными дёрном или обитыми дранкой, являлись казармами. Мало отличались от них по виду и офицерские домики. Одна из построек была приспособлена под тюрьму. В центре крепости помещалась небольшая площадь, где происходили военные учения и наказания солдат. Тут же стояла деревянная церковь… Весь гарнизон крепости не превышал 300-350 человек» (А.И. Семёнов. «Город Петропавловск за 200 лет. 1752 – 1952 г.г.»).
Уже через 150 лет Омская епархия в «Опыте географического и историко-статистического описания городов, селений, станиц и посёлков, входивших в состав Омской епархии» (г. Омск, 1900 год) представила полный отчёт о церковных сооружениях города Петропавловска:
«1. 18 октября 1803 года заложена каменная Покровская церковь (под горой). В 1812 году она была разобрана до основания и на том же месте, по вновь составленному плану с большим уменьшением, 22 октября 1813 года заложена каменная церковь, так же о трёх приделах, которые были последовательно освящены 22 октября 1815 года, 22 марта 1818 года и 27 августа 1821 года. Каменная её колокольня, сильно повреждённая пожаром в 1838 году, в 1839 году была разобрана. Вместо неё в 1844 году была заложена отдельно от церкви колокольня, соединённая с нею каменным коридором. Постройка её окончена в 1848 году. Стоимость церкви около 100 тысяч рублей. Выстроена на сред-ства прихожан.
2. 29 июня 1831 года на горе в крепости заложена каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, на месте пришедшей в ветхость старой крепостной деревянной церкви. Освящена 25 января 1842 года. Построена на сред-ства прихожан.
3. 7 июня 1844 года около базара заложена Кладбищенская церковь. Освящена 21 октября 1851 года. Выстроена на средства петропавловских почётных граждан Зенковых.
4. 22 июля 1865 года на площади заложен каменный Вознесенский Собор. Освящён в 1870 году. Выстроен на средства петропавловских почётных граждан Глазковых.
5. В 1890 – 1894 годах выстроена каменная Всехсвятская кладбищенская церковь на средства петропавловского купца Хлебникова. Освящена 22 июня 1894 года.
6. В 1900 году освящена каменная железнодорожная церковь с главным престолом в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в привокзальном посёлке. Выстроена управлением Западно-Сибирской железной дороги. Вместимость 450 человек» (М.А. Морозов. «Петропавловск в дореволюционных литературных источниках»).
Кстати, потомственный почётный гражданин Петропавловска Ф.Глазков в 1897 году открыл первую в городе церковно-приходскую школу при Вознесенском Соборе.
Петропавловск всегда был многонациональным и многоконфессиональным городом. Так, в 1834 году православные составляли 94%, мусульмане – 6 % населения, при общей численности в 4 тысячи (3.923) человек. В 1913 году население было уже более 40 тысяч (43.575) человек, и мусульмане составляли около 30 % населения города. Отсюда особое внимание уделялось и культовым сооружениям ислама – мечетям.
Уже в 1795 году в Петропавловске по личному указанию Екатерины Великой была построена первая мечеть — Касымовская, — одно из самых ранних каменных зданий города. На её строительство было выделено из государственной казны 5 тысяч рублей. В 1801 году в результате удара молнии в здании мечети образовалась трещина почти до самого фундамента. Вопрос о восстановлении мечети или её частичной перестройки решался на протяжении всей первой четверти 19 века. Строительство было частично заморожено во время войны 1812 года, затем возобновлено в 1820-ые годы…
При каждой каменной мечети действовало медресе. Первое медресе при мечети № 1, согласно официальным данным, ведёт историю с 1860 года. Школы были расчитаны на 4 года обучения, в них отдавали детей с 7-8 лет. В список изучаемых предметов входили: арифметика, правописание, география, зоология, история, толкование Корана, уроки этики (нрав-ственности), а также музыка и поэзия. Помимо основных предметов, изучали арабский, персидский, турецкий языки, историю и литературу Востока. «Дети отличаются своей грамотностью: читают и пишут и по-арабски, и по-русски», — пишет в своём очерке Ц. Белиловский.
Некоторые татарские купцы предпочитали строить здание мечети в непосредственной близости от своих дворов – часто мечеть и медресе составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками. Один из таких дворовых комплексов, воздвигнутых купцом Халитом Янгуразовым, сохранился и по сей день по улице Жамбыла, 160.
К началу 20 века в Петропавловске насчитывалось 6 каменных мечетей. Архитектура мечетей вызывала восхищение у проезжающих мимо путешественников и служила украшением города.
Интенсивное строительство каменных мечетей развернулось ещё в 60-е годы 19 века. За неполные 30 лет было построено ещё 5 каменных мечетей в придачу к знаменитой подгорной.
1. С 1860 года на деньги купца А. Мусатаева была построена первая (№ 1) и единственная 2-х-этажная мечеть (на территории современного хлебокомбината).
2. Рядом с мусульманским кладбищем на пожертвования купца С. Муратова и других была построена в 1868 году мечеть № 3 (территория современного областного акимата и расположенного рядом бывшего обкома партии).
3. За счёт купца М. Давлеткильдеева в 1870 году (на территории современного завода им. Кирова) была построена мечеть № 4. До сих пор здесь можно увидеть частично сохранившийся подлинный минарет 19 века.
4. Мечеть № 5 находится на пересечении улиц Советской и С. Муканова. Она восстановлена и является действующей мечетью и памятником архитектуры.
5. Мечеть № 6 построена в 1882 году на средства купца Халита Янгуразова, в народе называлась Халитовской. При реконструкции в 1995 году прежний иглообразный минарет не был восстановлен. Является памятником архитектуры.
К 1938 году в Петропавловске были закрыты все мечети. Здания мечетей приспосабливали под хозяйственные нужды, а некоторые вовсе были уничтожены.
Мечеть № 6 была передана пионерскому клубу, затем – детско-юношеской спортивной школе.
Мечети № 2 и № 4 стали в дальнейшем подсобными помещениями промышленных предприятий. На месте разобранной мечети № 3 и прилегающего к нему мусульманского кладбища располагался обком партии, на месте разрушенной мечети № 1 – хлебокомбинат.
Единственная мечеть, у которой частично сохранился подлинный минарет (мечеть №4), до сих пор продолжает использоваться как подсобное помещение на территории завода им. Кирова, а в полуразрушенной Касымовской мечети – частная сауна.
Эти строения не вошли в число памятников, представляющих культурную и историческую ценность, и, таким образом, оказались обречены на гибель.
Такое отношение к историческим памятникам духовной культуры не может не вызывать глубокую обеспокоенность и возмущение.
А потомки не поймут и не прос-тят нам такого небрежного отношения к собственной истории. Что имеем – не храним, потерявши — плачем…
Надежда КИРИЛЛОВА,
краевед