Что за народ – казаки? Определённая национальность или склад ума? Настоящий казак – казак в душе, независимо от принадлежности к той или иной конфессии и нации. Сегодня мы очень мало слышим об этом некогда сословии, хотя казаки стояли у истоков создания нашего города.

Казаки - первооткрыватели

Какую роль сыграли казаки в истории нашего края? — Да самую непосредственную, если принять во внимание тот факт, что именно они в числе самых первых прибыли на наши земли, стали их осваивать. История города Петропавловска неразрывно связана с Сибирским казачьим войском, так как начало городу положила крепость Святого Петра – главная на Новоишимской линии, огромное участие в строительстве которой принимали именно казаки. Строительство укреплений осуществлялось силами регулярных и нерегулярных войск – выписных казаков. Вместе с регулярными войсками на вновь возводимую линию прибыло и православное духовенство, тем самым можно считать, что именно с казаками в наши края пришла православная религия.
Еще в начале XVIII века организатор российской армии и флота император Петр I повелел «быть священнослужителям при каждом полку и корабле». В соответствии с «Воинским Уставом» 1716 года назначение священнослужителей к воинским частям стало регулярным. Русская Православная Церковь с самого начала своего существования являлась духовной наставницей воинства и военному духовенству по праву принадлежала особая роль в русской армии. Хотя военные священники не принимали непосредственного участия в боях с оружием в руках, их оружием было Слово Божие. Они отправляли религиозные обряды, нравственно воспитывали личный состав, просвещали молодое пополнение – помогали скорее вступить в строй, провожали увольняемых в запас, с должным почтением провожали в последний путь погибших за Отечество на поле брани.

Казак – это образ жизни

Исторически в Петропавловске проживают казаки Сибирского казачьего войска. Но, так как в советское время к нам приезжали переселенцы из разных мест огромной страны, есть потомки донских, волжских и других представителей казачества. Казак без общины не казак. На территории нашего города имеются две казачьих общины – землячество казаков «Горькая линия» и «Братство Сибирских казаков», которые ставят перед собой задачи по возрождению традиций, по сохранению истории, работают на общественных началах. Основная цель – возрождение, сохранение традиций, пропаганда казачьего образа жизни, а также участие в городских мероприятиях.
Продавец «Казачьей лавки» Денис Мокринский входит в казачью общину «Братство Сибирских казаков», атаманом которой является Николай Авдеев, казачий полковник. Это областная организация, в неё входит пять станиц.
— В нашей общине более конфессиональный, более этнический состав, — поясняет Денис Александрович. – У нас есть и мусульмане, и протестанты, есть казаки. Есть татары, есть казахи, есть русские и украинцы. Казак – это состояние души, образ жизни. Казаки считаются военным сословием. После революции сумели сохраниться только два сословия – священство и казачество. Сейчас сословного деления как бы нет, но моё личное мнение, что казаки, как сословие сохранилось не без помощи такого писателя, как Михаил Шолохов.

Назарбаев — атаман

Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев является почётным атаманов Союза казаков Казахстана. Он от Верховного атамана Юрия Захарова принял атрибуты атаманской власти.
Внутри казачества чины присваиваются верховным атаманом. Сейчас они не являются военными, а чинами внутри общины за заслуги. Первично офицерский чин подхорунжие, который приравнивается к младшему лейтенанту, присваивается при наличии высшего образования.
Казаки обеспечивают крёстный ход, охрану общественного порядка в церкви, когда во время великих праздников, таких, как Рождество, Крещение или Пасха, в храмах собирается огромное количество народа. Чтобы избежать давки в церкви, движения люда православного регулируют казаки, входящие в состав общины «Братство Сибирских казаков».
Это сложилось исторически, казаки всегда были защитниками православия земли русской. Имеются исторические справки и мнения учёных России, что казаки приняли христианство на 120 лет раньше принятия этой веры на всей Руси.
У казака свой неординарный и неповторимый образ жизни. Он заключается в видении мира, в традициях, способности прогнозируемо реагировать на определённые моменты жизни. Казак в основной массе – православный, воцерквлённый человек, который свою жизнь соизмеряет со священными писаниями православного толка. Свою жизнь казак сопоставляет с традициями своих предков – это обязательная служба своей Родине, отечеству, отношению к семье, к дому, к женщине. Женщина-казачка – это определённый «сорт» женщин, сильных, волевых, которые одновременно могли растить детей и вести всё хозяйство без мужей, часто находившихся в военных походах. При этом, не жалуясь на тяжёлую судьбу, а принимая всё как данность. Так казаки и живут, передавая и в устной форме, и в наглядной – ношение справы, обязательные лампасы, как символ казачьего сословия, свои ценности, традиции и взгляды на жизнь.
На территории Горькой линии Петропавловска атаманы и целые сотни исповедовали мусульманскую веру, но они служили Царю-батюшке. Основная масса казаков — православные христиане, они составляют порядка 98 процентов. Не смотря на это, казачеству всегда были присущи многоконфессиональность и многоэтничность, но единая цель и единый образ жизни обеспечивали идентификацию казачества от других народов и культур.

Дух казачий

В казачество попадали и попадают разными путями. Как говорится, казаком можно родиться, казаком можно стать, казаком нужно быть. В своё время Пушкин, служа на Кавказе, был принят в казаки. У него есть хорошее четверостишие о казаках, которое он написал по приезду в родное село: «Был и я среди донцов, гнал и я османов шайку. В память битвы и шатров я домой привёз нагайку».
— Лев Толстой писал, что «все русские хотят быть казаками», — говорит Денис Александрович, — поэтому, слава Богу, что мы казаки!
Состояние души казака и состояние русской души в общем-то одинаковы. В нём заключены понятия государственности, не родоклановое и племенное ощущение себя, а именно государственником. Это основная черта не только казаков, но и русского народа. С этим, наверняка, связаны проблемы русского народа – его разобщённость. Когда общая беда есть – сплачиваемся, потому что государственники, а в частных вопросах можем «чубы рвать, аж пиджак будет заворачиваться». В отличие от других народов того же Кавказа, Средней Азии, которые по родоплеменному восприятию своего мира всегда горой за родственников.
Казаком можно быть не по крови, а по духу, обязательно. Если вы чувствуете, что ваше восприятие мира, жизненные позиции близки к казачьим и хотите вступить в общину для этого нужно иметь 18 лет от роду, написать заявление атаману, выдержать испытательный срок. Кандидат участвует в мероприятиях, которые проводит община – следит за порядком на массовых скоплениях людей в церквях во время служб, участвует в спортивных мероприятиях, ухаживает за подшефными стариками; живёт жизнью общины, экипируется сам – шьёт себе справу или покупает. Через год советом принимается решение о принятии данного кандидата в общину.
В минувшее воскресенье, в великий праздник Рождества в храме Петра и Павла отец Максим принимал в светлое Христово воинство казаков, изъявивших такое желание. По окончании службы отец читал молитву, а позже казаки перед Христом, Евангелием и личным составом зачитывали присягу, целовали Крест, Евангелие, войсковое знамя, получили благословение от священника и поздравления атамана. Более десяти человек приняли казачью присягу.

Казачья экипировка

Около двух месяцев назад в нашем городе в крытом помещении рынка «Алтын Арман» открылась «Казачья лавка», где, наконец-таки, местным казакам стало возможным приобрести для себя всё необходимое в плане одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров и т.д. История её создания уходит в август прошедшего года: на заседании правления казачьей общины было решено, что экипироваться казакам в Петропавловске негде, то есть нет ни погонов, ни шевронов, ничего. За исключением единичных случаев, когда что-то привозилось из России попутно. Но, конечно, этого было не достаточно. Было принято решение продумать вопрос об организации лавки, где бы продавался такой товар. Дело это было поручено казаку Денису Мокринскому.
Ассортимент лавки на сегодняшний день достаточно велик. Это, в частности, казачья справа: гимнастёрки образца 1907 года, которые приняты как национальная форма одежды казаков. Погоны, как рядового казачьего состава, так старшего и младшего офицерского состава. Нашивки, шевроны, папахи пошива сибирского и кубанского образцов. А так же современные футболки с казачьей символикой.
Мужская казачья одежда шьётся по лекалам, которые имеются в общине в ателье и мастерских нашего города. Всё отличного качества, одежда прочная, отвечает всем требованиям казачьих правил экипировки. Гимнастёрка подгоняется практически под любой размер при помощи ремня и портупеи. На протяжении долгих лет можно проходить в одном «обмундировании».
Также представлена литература – книги по казачеству, об истории царской семьи, стихи о России. Казачья памятка, в которой вкратце рассказывается об 11 казачьих войсках, более подробно о Сибирском казачестве, а также указаны правила ношения казачьей справы, экипировка. Также представлена обувь – сапоги, как мягкие, так и хромовые – офицерского образца.
Здесь можно найти варианты амуниции – казачьи эмблемы (шажки и подкова, перекрещенные шажки), пуговицы, кокарды (полевая и парадные), современный вариант армейских жетонов, магниты на холодильник, сувенирные медали и ордена.
Лавка не прошла стороной мимо сувенирной продукции. Здесь имеются кружки с казачьей символикой. Статуэтки с изображением Ермака Тимофеева – основателя Сибирского казачьего войска. Он, можно сказать, стоял во главе присоединения царства Сибирского к России.
— Казаки Тобольска считают, что расширение России как государства шло на казачьих плечах: сначала шёл казак, завоёвывал, а за ним следовал простой мужик и осваивал землю, — рассказывает Денис Александрович. Сами казаки – воины-земледельцы, которые не только виртуозно владели оружием, но и были способны вести хозяйство; ни как регулярная армия, которую надо было кормить. Они сами себя прокармливали, а также содержали в порядке ту землю, на которой жили.
Любой может носить данную одежду, за исключением погон.
— Хотелось бы, чтобы каждый казак, придя в лавку мог одеться с ног до головы, — мы работаем над данным вопросом, но пока тяжеловато с размерами одежды и обуви. В скором времени хотим выходить на поставки из Москвы. Развиваться, увеличиваться, расти. Вести пропаганду, работу среди молодёжи, чтобы становились казаками, которые близки к этой общине по духу.
Здесь же рядом с «Казачьей лавкой», которая находится на втором этаже крытого рынка, представлен музей истории казачества, который располагает как историческими фотографиями и сведениями о казаках, так и о жизни этих общин в настоящее время.

Какая ж казачка без платка?

Стараясь сохранить стилистику казачества и выполняя пожелания женщин, лавка была укомплектована платками, шалями и палантинами. Они завезены в лавку с разных мест СНГ. Здесь представлен Узбекистан, а также знаменитые «павловопосадские» платки — Россия, выполненные из натуральных материалов – шерсти, шёлка, хлопка. Каждая женщина найдёт здесь что-нибудь по своей душе. Эти платки не только согревают тёплыми расцветками, буйством красок и узоров. Они действительно тёплые, потому что выполнены из натуральных тканей по многовековым технологиям.
Меняются времена и технологии, но платок и шаль всегда остаются лучшим подарком. Платки испокон веков были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. По традиционному обычаю замужняя русская женщина обязательно прятала волосы под головным убором.
Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. Основой будущей российской текстильной промышленности были крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоевывать высокие награды на международных выставках, пришла слава и к русским платкам и шалям.
Ярким примером традиций набивного рисунка являются платки и шали фабрик Александровых (Калужская губерния) и мануфактуры Лабзина и Грязнова (Павлово-Посад). Цветочные композиции каждой мануфактуры имеют свой узнаваемый и неповторимый художественный стиль.
Шали и платки «павлопосадские» — это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали.

Ольга ВАЙТОВИЧ,
фото автора