Строение из красного кирпича, выполненное в стиле поздней эклектики. В нем тесно переплелись элементы классицизма, модерна и русского стиля. В день 102-летия каланчи давайте вспомним, во сколько она обошлась в 1915 году и в честь кого назвали манекен на площадке.
Как рассказали в пресс-службе ГУ МЧС по Омской области, сегодня один из самых знаменитых памятников города действительно отметил свой день рождения. 28 августа 1915 года по старому стилю в Омске начала работать 32-метровая каланча.
Век назад с её площадки весь город был виден как на ладони. С площадки до сих пор видно огромную часть Омска, хотя каланча кажется совсем небольшой. Например, метромост, левый берег, здания за музыкальным театром. Если строения ближе к горизонту сливаются в одно серое месиво, то столб дыма можно увидеть с каланчи почти в любом месте города до сих пор.
Вход в каланчу находится сбоку, а не в центре, как может показаться. В центральной части, за стеклом, находятся лишь музейные экспонаты. А через дверь сбоку можно попасть сначала в пристройку, которая до сих пор используется. В ней работают сотрудники одного из отделов ГУ МЧС по Омской области. Лестницы в ней уже обновлённые, но некоторые перекрытия, балки, не менялись со времён царской России.
В начале XX в. имеющиеся в Омске две пожарные части с деревянными каланчами уже не отвечали нуждам времени в связи с увеличением площади городской застройки, появлением высоких зданий. 31 июля 1912 года на заседании Омской городской думы было решено приступить к постройке новой каменной пожарной каланчи во второй пожарной части, поскольку прежняя каланча, построенная в 1870-е гг., сильно обветшала и требовала ремонта.
Возведена каланча была в 1913-1915 гг. городским архитектором П.Ф.Горбачевым. Интересно, что проект сооружения подготовил в 1912 году инженер и архитектор Илиодор Хворинов. Именно он проектировал такие интересные здания, как драматический театр, гостиницу «Россия» и дом купчихи Марии Шаниной.
По проекту Хворинова высота каланчи составляла 9,5 саженей (чуть больше 20 метров). Но в связи с возведением в Омске зданий акционерных обществ «Эльворти» и «Саламандра», дома Печокас в июне 1914 года Горбачев предложил изменить проект Хворинова, увеличив высоту каланчи на 1,4 сажени. «Подрастить», так сказать, на один этаж. Городская дума это предложение утвердила. Договор на строительство был заключен с крестьянином Нижегородской губернии М.А. Кузнецовым.
Каланчу планировалось построить меньше чем за год и сдать в сентябре 1914 года, однако подрядчик сорвал сроки из-за начала Первой мировой войны и задержек поставок оборудования из Москвы. В итоге строительство продлилось с 26 апреля 1914 по 28 августа 1915 года.
На её строительство потратили огромную по тем временам сумму — 13,5 тысяч рублей.
Ранее башня, а вернее, помещения под ней были жилыми. В них, на втором этаже, жил главный омский пожарный — городской брандмейстер с семьёй. На первом этаже каланчи, с широкими воротами, стоял всегда готовый конный выезд под парами. В пристройке также находились кони, телеги с бочками и лестницами.
Маленькая дверь ведёт из пристройки в саму башню. И первое, что бросается в глаза, — винтовая лестница, устремляющаяся ввысь по цилиндрическому телу каланчи и освещенная щелевидными окнами. Ровно 123 ступени до смотровой площадки. Их можно быстро пройти за несколько минут.
Диаметр самой башни — всего пять метров. И пожарные каждый день преодолевали эту лестницу более 30 лет. Её перестали использовать по прямому назначению лишь в 40-х годах.
На самой вершине, перед выходом на огороженную коваными перилами обзорную площадку — деревянная застеклённая башенка. Она служила укрытием для дежурного от дождя и ветра. За столбами дыма пожарный наблюдал через окошки.
Если пожарный видел зарево и столб дыма, он звонил в колокол, запускал воздушный шар, который обозначал уровень сложности возгорания, и вывешивал вымпел с обозначением пожарной части, которой следовало выезжать на место. Сразу из ворот выезжала целая процессия: два сотрудника ехали верхом и освобождали путь телеге с пожарной командой, повозкам с водой и инструментами. В 1936 г. конная тяга была заменена автомобилями.
Относительно недавно, 15 лет назад, в 2002 году, на обзорной площадке вновь появился смотрящий. Уже в новой форме, он днём и ночью следит за городом. Манекену сначала дали имя Кузьмич, однако позже его нарекли Василием в честь пожарного Василия Артёменко. Опытный специалист стал знаменит тем, что в XIX веке приехал из Москвы в Омск, чтобы обучить местных своему нелёгкому делу.
Омск за советскую историю дважды чуть не лишился этого памятника. Имеется решение Омского горисполкома от 1946 года, в котором Управлению городской пожарной охраны разрешалось строительство 3-х этажного кирпичного здания пожарного депо на ул. Интернациональной со сносом каланчи. Затем, в 1960-е гг. ей грозил снос, потому что каланча мешал строительству здания главпочтамта.
За то, что каланча до сих пор сохранилась на месте, нужно поблагодарить первого секретаря райкома КПСС Николая Кукель-Краевского, который отстоял строение. Он попросил комсомольцев института «НовосибТИСИЗ» на общественных началах сделать новую привязку здания почтамта, отодвинув его от проезжей части, и, таким образом, сохранил памятник.
В 40-х годах каланча перестала использоваться по своему прямому назначению. А в 1980 г. согласно решению Омского облисполкома каланча была признана памятником архитектуры регионального значения.