Как жители Петропавловска ожидали «конца мира»

По сравнению с другими степными и сибирскими городами, народное образование в дореволюционном Петропавловске находилось на значительном уровне. В 1913 г. из 7000 детей школьного возраста школу посещали свыше 3500 детей. Это надо признать весьма высоким процентом для степного города. Такого процента не было и во многих крупных промышленных городах. Чем же было вызвано такое относительное благополучие с просвещением?

Петропавловск как крупный торговый город располагал значительными городскими средствами и мог в 1815 г. 11% своего бюджета тратить на народное образование, помимо средств, отпускавшихся министерством просвещения, епархиальным и военным ведомствами. Школы были различного типа: министерства народного просвещения, церковно-приходские школы, казачьи станичные и мусульманские при мечетях.

Первая школа для обучения детей военнослужащих была откры­та в 1765 г. В конце ХVIII века при мечети была открыта национальная школа с религиозным уклоном. В 1840 г. было открыто мужское приходское училище, в 1864 г. женское приходское учи­лище, преобразованное в 1871 г. в прогимназию, а в 1904 г. в женскую гимназию. В 1876 г. был учреждён интернат для мальчиков-казахов, а в 1878 г. для девочек-казашек (в последнем учи­лись дочери богатых казахов). Интернат для мальчиков готовил писарей для волостных и аульных управлений. В 1902 г. было открыто реальное училище. До 1896 г. Петропавловск с двадцатитысячным населением имел всего две школы: мужское училище и женскую прогимназию. В 1896 г. на частные пожертвования была ещё открыта начальная школа. Неудивительно, что в то время неграмотное на 90% население жило суевериями.

«Небывалое происшествие» случилось в Петропавловске 1 апреля 1896 г. В этот день на базаре стала подниматься лавка купца Стрекалова. Под ней образовался солидный холм. К вечеру 3 апреля этот холм стал в поперечнике свыше 30 метров. Местные жители подобное явление объясняли как наступление конца мира. В эти дни в церквах и мечетях шло непрерывное богомоление. Многие пожилые люди приготовили для себя смертные рубахи — одежду, необходимую для появления на «том свете». Только когда 4 апреля в средине холма пробился ключ и холм стал оседать, светопреставление прекратилось. Оказывается, под лавкой Стрекалова проходила труба железнодорожного водопровода, она лопнула. Хлынувшая вода взбучила почву, отчего и образовался холм.

В 1913 г. в Петропавловске действовали следующие учебные заведения: женская гимназия, реальное училище, 3 высших начальных училища, торговое училище, 2 двухклассных училища, 21 на­чальная школа и 12 мусульманских школ религиозного направления при мечетях.

Одним из крупных мероприятий Петропавловской Городской думы в области народного образования была постройка самого большого школьного здания в городе, так называемого «Романовского училища», начатая 6 мая 1915 г. и не законченная до революции (ныне здание механического техникума).

В 1913 г. верноподданная буржуазия российских городов отмечала монархический юбилей — 300-летие дома Романовых. 10 ноября 1912 г. Городская дума постановила построить каменное здание для приходского училища на 500 человек, наименовав его «Городское училище в память 300-летия царствования дома Романо­вых» . Здание строилось по проекту местного жителя, молодого архитектора Гранильщикова. Любопытно, что при училище намечалась домовая церковь в честь Михаила архангела — «небесного покровителя» черносотенных монархических организаций. Из этого видно, в каком духе «отцы города» имели ввиду воспитывать молодежь.

Петропавловская дума гордилась своими заботами о народном образовании. Омские и петропавловские дореволюционные газеты пестрели сообщениями о просветительной деятельности петропавловской думы. Увеличение числа школ после первой революции 1905-1907 годов диктовалось самой жизнью. Тяга к просвещению у на­родных масс непомерно выросла. Буржуазия стремилась использовать её в своих интересах, стремилась взять школы под свой контроль и содействовать правительству в отвлечении молодёжи от всяких «вредных влияний».

Городовая повивальная бабка

Плохо обстояло дело с медицинской помощью населению.

Как ни странно, но в начале XIX века привлечение населения к пользованию медицинскими средствами было поручено церкви. Указ Синода от 10 октября 1804 г. предписывал духовенству в церкви, по окончании службы, а также и в домах своих прихожан внушать и предрасполагать «к охотнейшему употреблению коровьей оспы» и чтобы само духовенство своим личным примером привития оспы убеждало население в полезности этой процедуры.

Петропавловское духовенство разъясняло своим прихожанам в церкви и на дому следующий оригинальный синодский документ о привитии оспы:

«1. У кого была коровья оспа, к тому в другой раз никакая уже оспа не пристанет.

2. От природной оспы многие умирают, а не редкие и от прививной человеческой, хотя и лекаря стараются о больных,

возрастные ж и весьма часто в оспе умирают. В коровьей оспе ни младенцы, ни возрастные доселе не умирали, хотя и многим тысячам привита была оная.

3.Природная и прививная человеческая оспа тяжёлые, наводят припадки, как то жар, лихорадку, бессонницу и судороги, хотя и лекаря пользуют, а в коровьей припадков не бывает, кроме лихорадочных и то весьма слабых.

4. Природная и прививная человеческая оспа часто обезобра­живает лицо, повреждает, а иногда и вовсе лишает зрения, оставляет в теле медленные болезни, как то чахотку и костоеду, а коровья не делает такого вреда, производя боль только местную, слабую, иногда производит она на теле сыпь, но безвредную и лёгкую.

5. Слабые больные от природной оспы часто умирают, а коровья поправляет слабость их здоровья, даже она безвредна беременным женщинам и детям, у которых зубы прорезываются. Природная и прививная человеческая оспа тяжелы бывают во время худых погод и повальных болезней, а коровья всегда легка, она или остановляет другие болезни, или сама остановляется доколе не пройдут оные.

6.Человеческая оспа прилипчива, а коровья не заражает и повально не бывает.

7.В коровьей оспе почти не нужен лекарь и лекарства.

8.Противу предупреждений, которые имеют некоторые противу врачей и врачебных пособий, могут служить следующие священного писания места: 1-е, исхода, глава 21, стих 19, в ко­тором повелевается давать цену на излечение изувеченному. 2-е, Иисуса сына Сирахова, глава 38, от I стиха до 14, в которых ясно говорится о необходимости врачей, о почтении к ним, как получившим знание своё от Бога для славы имени его святого и что врачества сотворены богом. 3-е, спаситель наш Иисус Христос говорит (Матфея, 9, ст. 12, Марка, 2 ст. 17, луки, 5, ст. 31), что болящим потребен врач. 4-е, наконец, апостол и евангелист Лука быт врач, как видно из послания апостола Павла, гл.4, ст. 14

Пространее все вышесказанное предложено в сочинении медикофилантропического комитета, напечатанном по высочайшему повелению в Санкт-Петербурге, в типографии Медицинской коллегии, 1803 г. под названием: «Способ избавиться совершенно от оспенной заразы посредством всеобщего прививания коровьей оспы»

Оспопрививанием в Сибири занималась Тобольская врачебная управа, которая посылала по населённым пунктам лекарей для производства прививок.

В 1853 г. весь медицинский персонал Петропавловска состоял из «городовой повивальной бабки». В 1868 г. на 8752 жителей города был всего 1 врач и 1 аптека. В 1863г. купец I гильдии Муратов пожертвовал городу одноэтажное каменное здание для устройства в нём городской больницы. Больница была открыта в конце 1860-ых годов. Она влачила жалкое существование. В 1907 г. в ней имелось всего 18 кроватей. В то время в городе была ещё уездная больница на 10 кроватей и родильный дом с 2 кроватями. Всего 30 больничных коек на 33000 городского населения плюс население Петропавловского уезда. Эти цифры красноречиво говорят о недостаточности медицинского обслуживания. В 1907 г. в городе было 10 врачей, 15 фельдшеров, 4 акушерки и 1 дантист. Большинство из них занималось частной практикой и бедняк не имел возможности заплатить за визит.

Петропавловская дума проявляла недопустимую неповоротливость в налаживании медицинской помощи. Можно привести такой пример. В 1911 г. городу угрожала холера. Необходимо било построить холерный барак. Вопрос о постройке барака стоял на повестке заседания 26-ым. Намеченное заседание не состоялось. На вновь назначенном заседании успели рассмотреть только первые 10 вопросов. Лишь на одном из последующих заседаний вопрос о постройке барака был разрешен.

Шокирующие выходки и дебоши купцов в развлекательных заведениях Петропавловска

Что можно сказать о культурном обслуживании петропавловцев. Где могли жители города отдохнуть и приятно провести время? В городе на протяжении всего XIX века отсутствовали какие-либо культурно-просветительные учреждения или увеселительные места, за исключением «благородного собрания» -деревянно­го знания для времяпровождения местного дворянства, построенного в городском саду в 1870-ых годах.

В конце XIX века стоял вопрос об открытии общественной библиотеки. Она организовалась на частные средства. В то же время был построен купеческий клуб (ныне здание драмтеатра). В клубе любимым развлечением купечества была картёжная игра. Самой распространённой игрой была «железка» (шмен-де-фэр). Она довела ряд купцов до банкротства, а некоторых городских чиновников — до тюрьмы и самоубийства. В клубе купцы чувствовали себя, как дома, и позволяли любые выходки. Непомерные степные барыши делали петропавловских купцов заносчивыми и своенравными. Для них хорошо подходило старокупеческое кредо — «не пре­пятствуй моему нраву!» Они были большими специалистами по учинению дебошей. Купец Корсаков после закрытия клуба, ночью, ворвался в клуб, избил швейцара, переломал все музыкальные инструменты и перебил всю посуду в буфете. Администрация клуба, принимая во внимание видное положение Корсакова в городе, ограничилась лишь взысканием с буяна денег за повреждённые вещи.

При клубе был зрительный зал, который и сдавался приезжим антрепренерам под театр. Постоянного театра в городе до революции не было. Интересно, что в этом театре на сцене хозяином был не антрепренёр, а купеческая администрация клуба — совет старшин. Так, совету старшин в 1912 г. пришлись не по душе несколько артистов, выступавших в первых ролях. Они предложили антрепренёру Леонову заменить их в течение двух недел, иначе проваливай со всем театром.

Первые ростки местной театральной культуры взошли в Петропавловске в середине XIX века. Петропавловский городничий Морев нанимался неудачным устройством городского сада на месте старого кладбища. Он обратился 24 сентября 1860 г. к генерал-губернатору Западной Сибири с докладной запиской о том, что ему для устройства сада не хватает 400 р. и по неимению их он «решился предложить здешнему дворянству и от него получил живейшее согласие дать 2-го числа наступающего октября месяца в пользу сада благородный спектакль, избрав для того комедию Ревизор. Но так как я сам собою дозволить не осмеливаюсь, то представляя при сем список лицам, изъявившим на это желание, имею счастье почтительнейше просить ваше высокопреповсходительство разрешить в городе Петропавловске в зале казачьей школы благородный спектакль с тем, дабы собранные деньги были обращены на устройство сада».

При этой записке был приложен и «список лицам, участвующим в благородном спектакле:

подполковница Александра Александровна Шишкевич, титулярная советница Степанида Николаевна Зубовская, супруга городского доктора Елизавета Алек-сандровна Кабанова, девица, дочь полковника, Женета Павловна Майдель, девица, дочь умершего чиновника, Екатерина Семеновна Дрозжилова, городовой доктор Кабанов, полковой доктор Левантуев, титулярный советник Паутов, городской архитектор Иванов, Сибирского линейного № 3 баталиона прапорщик Белорусцев, Текутьев, Черимцев, крепостной артиллерии прапорщик Скробанский, Казачьего полка хорунжий Иванов».

Генерал-губернатор разрешил этот любительский спектакль «с употреблением собранных денежных сумм по назначению». Это, по-видимому, и было первое театральное представление в Петропавловске. В начале XX века в городе появились зрелища для просто­народья. Устройство этих зрелищ попало в руки церковно-монархических организаций. Они были местным повторением зубатовщины. В целях отвлечения народа от революционного брожения, «Петропавловское попечительство о народной трезвости» в 1905 г. в помещении пожарного депо каждое воскресенье устраивало «народные чтения с туманными картинами» на религиозные и монархические темы, после чего показывались спектакли. Играли любители из числа местных жителей». «Попечительство о трезвости», подражая гапоновским организациям, на базарной площади в 1905 г. открыло чайную-столовую. Но, по-видимому, её устроители настолько неуклюже афишировали истинную цель этой «заботы» о народе, что в неё никто не ходил. Обслуживающий персонал заведения получал ежемесячно жалованье, попечительство терпело убытки, но оно крепилось, не смея закрыть заведения. Чайная просуществовала всего несколько месяцев.

В 1905 г. проездом по Сибири в Петропавловск заезжал передвижной «синематограф настоящего Люмьера» и жители города впервые увидели кино. Удивленные невиданным зрелищем петропавловцы просмотрели следующие кинокартины:

«Сон о луне» (большая комическая сцена в 18 действиях),

«Большой пожар в Нью-Йорке» (продолжался 4 дня, жертвами коего сделались до 1000 человек),

«Война России с Японией» (Целая серия картин, только что полученных от нашего корреспондента).

В 1908 или 1909 г. был открыт постоянный кинотеатр или «электротеатр», как тогда его называли.

В 1911 г. открылся Народный дом, где устраивались танцы и играли в лото. Эти увеселения не встречали поддержки сре­ди рабочих и мелких служащих. После пережитой активной ре­волюцион-ной борьбы 1905-1907 годов, повысились культурные требования рабочего класса. Поэтому поводу омский фельето­нист писал про петропавловский Народный дом:

И танцеванье, и лото…

Нет: это всё не то, не то!

Нельзя не отметить как крупное культурное зрелище в Петропавловске — полёт авиатора А.А. Кузьминского, сделаный 12 июля 1912г. Кузьминский на высоте 300-400 метров дал над городом два круга и опустился на ипподроме. Восторженная толпа, впервые увидевшая воздушный полет, устроила автору бурную овацию.

Петропавловск долгое время не имел своей газеты. Жизнь города находила своё отражение на страницах омских газет, поскольку Петропавловск входил в состав Акмолинской области, центром которой был Омск. 3 июня 1907г. в Петропавловске стала выходить газета «Степная жизнь». Она издавалась петропавловским комитетом РСДРП. Вышло всего три номера. За революционные статьи газета была закрыта. В 1912 г. стала выходить газета «Ишимский край», а в 1913 г. — газета «Приишимье». Перед февральской революцией в Петропавловске выходили две газеты «Приишимье» и «Степная речь».

В «Приишимье» в 1916, г. было помещено первое произведение будущего известного советского писателя Всеволода Иванова, который тогда работал в Кургане, в типографии наборщиком. Из местных сотрудников «Приишимья» выделялся И.И. Сериков, автор острых рассказов. Он под псевдонимом «Николай Я-в» выпустил в Петропавловске сборник стихов «Накануне» и сборник рассказов, бичующих степные порядки и нравы.

Ограничимся этими немногими данными о городской культуре в досоветское время.

Можно ли было с «отцов города» спрашивать больше? Петропав­ловское купечество, погрязшее в хищническом обирании степно­го населения, получало’своё «образование» за прилавком. Город равнялся по такому «образованному» купцу. В 1868 г. на 8757 жителей в городе было 63 питейных дома, 2 заезжих дома, 1 гостиница, 5 винных (ренсковых) погребов и 3 харчевни. Было где разгуляться удалому купцу!

Купеческая администрация города подносила царям на коронациях хлеб с солью, встречала и провожала разные дарственные иконы, служила молебны «новоявленным чудотворцам», вроде Иоанна Тобольского, достигшего святости по протекции Распутина, распространяла погромные монархические олеографии и книжонки. Купечество видело в этом залог своего благополучия. Революционный шквал снёс эту, с позволения сказать, культуру. Великая октябрьская социалистическая революция дала Петропавловску подлинное просвещение и богатую социалистическую культуру.

Из книги СЕМЕНОВА А.И. «Город Петропавловск за 200 лет, 1752-1952 гг.»